Конференция «Создание высокопроизводительных рабочих мест - стратегия роста для России»

02.11.2017

В Указе Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 596 «О долгосрочной государственной экономической политике» даны четкие целевые ориентиры в сфере социально-экономического развития: к 2020 году в России должно быть 25 миллионов высокопроизводительных рабочих мест (ВПРМ).

Рабочие места – это зарплаты, доход по месту работы является главным источником доходов населения. Высокопроизводительные же рабочие места – это современные технологии, высокая производительность труда и достойная заработная плата.

Фактически, ВПРМ – цель, объединяющая все общество – это высокие зарплаты людей, высокий уровень и качество их жизни, высокая прибыль предприятий и, соответственно, высокие налоговые поступления, т.е. высокие доходы бюджета.

В настоящее время в России 16,6 млн. ВПРМ, количество ВПРМ с 2011 года увеличилось на 3,88 млн. ед., и сегодня, консолидировав свои действия, мы можем выполнить Указ Президента Российской Федерации, направив все усилия на обеспечение условий для создания рабочих мест в частном несырьевом бизнесе.

Количество ВПРМ рассчитывается Экспертным центром при Уполномоченном при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей на основе данных Федеральной налоговой службы по отчетам отдельных предприятий по методике разработанной Деловой Россией, сводная статистика формируется в разрезе регионов и отраслей.

В соответствии с резолюцией Заседания Промышленного комитета ОНФ «Повышение производительности труда и создание высокопроизводительных рабочих мест», состоявшегося 29 июня 2017 года, было принято решение о цикла конференций в субъектах Российской Федерации: «Создание высокопроизводительных рабочих мест – стратегия роста для России».

Цикл конференций проводится в более чем 80 регионах Российской Федерации в период с 15 сентября по 30 октября 2017 г.

Цель проведения цикла региональных конференций: организация широкой общественной дискуссии в рамках ответа на вопрос о том, как простимулировать процесс создания ВПРМ в субъекте Российской Федерации и на федеральном уровне, как повысить эффективность занятости в экономике России и поддержать стабильность на рынке труда?

Экспертный центр при Уполномоченном при Президенте РФ по защите прав предпринимателей провел анализ показателей Ханты-Мансийского автономного округа – Югры на предмет возможности создания высокопроизводительных рабочих мест.

В Югре в 2016 г - 367 тысяч единиц ВПРМ:

§ Отрасли-лидеры по числу рабочих мест в 2016 г.: добыча полезных ископаемых – 337,2 тыс. ед.; финансовая деятельность – 265,9 тыс. ед.; строительство 127,5 тыс. ед.; транспорт и связь 106,0 тыс. ед.; операции с недвижимым имуществом – 90,7 тыс. ед.; оптовая и розничная торговля и ремонт 68,6 тыс. ед.; производство и распределение энергетических ресурсов – 53,1 тыс. ед.; предоставление прочих услуг – 30,4 тыс. ед.; гостиницы и рестораны – 13,9 тыс. ед.; производство нефтепродуктов – 13,6 тыс. ед.

§ По числу ВПРМ с большим преимуществом лидирует добыча полезных ископаемых (218,7 тыс. ед.). Далее следуют сектор транспорт и связь (40,3 тыс. ед.), производство и распределение энергетических ресурсов (35,6 тыс. ед.) и строительство (16,0 тыс. ед.).

§ Среди отраслей обрабатывающей промышленности в топ-10 по числу ВПРМ вошли также отрасли производства машин и оборудования (2,2 тыс. ед.), производства электрооборудования (1,5 тыс. ед.) и производства транспортных средств и оборудования (0,9 тыс. ед.).

§ По объему добавленной стоимости на 1-м месте добыча полезных ископаемых (1107,0 млрд руб.). На 2-м месте – производство и распределение энергетических ресурсов (103,3 млрд руб.). На 3-м – транспорт и связь (84,5 млрд руб.).

§ В топ-10 отраслей по доле ВПРМ в общем числе рабочих мест вошло: на первом месте - производство нефтепродуктов (99,9 %). Далее – рыболовство (99,2%) и государственное управление (69,1%). В других отраслях доля ВПРМ ниже составляет от 70 до 50%.

Потенциал создания ВПРМ в ХМАО - Югре оценивается экспертами, как высокий:

В случае выполнения Стратегии Роста в полном объеме и при условии благоприятной экономической конъюнктуры регион – за счет улучшения соотношения риск/доходность – сможет увеличить число ВПРМ до 585 тыс. ед. (+210 тыс. ед.)3 к 2020 г. При наличии внешних факторов, ограничивающих экономическую конъюнктуру, реализация этого потенциала возможна к 2025 г.

Что нужно для того чтобы реализовать потенциал?

Первое - реализовать ключевые кластерные и иные проекты, точки роста:

ü Создание мощностей по переработке низкокачественной древесины и выпуску смол в Советском районе.

ü Модернизация мощностей по заготовке и переработке древесины в Советском районе.

ü Cоздание производственного комплекса по обогащению кварцевого сырья и выпуску продукции для наноэлектронной, оптической, светотехнической и химической промышленности в городе Нягань.

ü Модернизация мощностей по производству МДФ в Кондинском районе

ü Реконструкция рыборазводного завода по воспроизводству ценных видов рыб в средней Оби в городе Ханты-Мансийске.

ü Создание и эксплуатация на основе концессионного соглашения (соглашения о ГЧП) мостовых переходов через реку Обь в Сургутском районе, в Октябрьском районе.

ü Создание и эксплуатация на основе концессионного соглашения (соглашения о ГЧП) мощностей по хранению и переработке твердых бытовых отходов в Нефтеюганском, Нижневартовском, Ханты-Мансийском районах.

ü Добыча и переработка твердых полезных ископаемых (горнопромышленный кластер) в Березовском районе.

ü Создание индустриальных (промышленных) парков, промышленного технопарка Ханты-Мансийского автономного округа – Югры.

Второе - реализовать на региональном и федеральном уровне системные решения, направленные на стимулирование бизнеса к созданию ВПРМ в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре

ü Переход к умеренно-мягкой денежно-кредитной политике (количественное смягчение – вариант для России).

ü Денежно-промышленная политика: обеспечение долгосрочного кредита экономике по конкурентным ставкам.

ü Ограниченное стимулирование спроса и создание новых рынков, в том числе необходимо стимулирование внутреннего спроса как основного драйвера экономического роста, прежде всего, на продукцию отдельных производственных секторов, обладающих максимальным мультипликативным эффектом, и создание условий для развития конкурентоспособных производств, ориентированных на экспорт. Целесообразно разработать директивные планы для компаний с государственным контролем. В сфере государственных закупок следует: сократить сроки доведения средств бюджета до бюджетополучателей; стимулировать аутсорсинг во взаимодействии малого и среднего бизнеса и компаний с государственным участием с целью увеличения доли участия производственных субъектов МСП в закупочной деятельности госкомпаний.

ü Снижение тарифов на услуги инфраструктурных и сырьевых монополий за счет повышения их эффективности.

ü Проведение налоговой реформы, стимулирующей качественный экономический рост, в том числе следует повысить эффективность налогового администрирования, упростить систему отчетности, создать систему налоговой мотивации муниципалитетов и субъектов РФ по развитию бизнеса и привлечению инвестиций, необходимо перераспределение источников налоговых доходов между различными уровнями бюджета. Целесообразно принять федеральный закон, закрепляющий общие принципы установления, введения и взимания неналоговых платежей, а также общие правила их администрирования.

ü Существенное снижение административного давления на бизнес.

ü Проведение судебной реформы.

ü Проведение реформы уголовного экономического законодательства.

ü Повышение уровня и качества жизни. Следует исходить из принципа, что расходы бюджета на социальную сферу - это не безвозвратные субсидии, а инвестиции в человеческий капитал, а значит в экономический рост и увеличение доходов бюджета.

ü Электронная (цифровая) экономика.

ü Активизация, введение в коммерческий оборот «спящих» имущественных и земельных активов государства, в том числе необходимо усовершенствовать порядок определения кадастровой стоимости недвижимости, упростить процедуру оспаривания, установить четкие требования к оценке и учету кадастровой стоимости, повысить ответственность оценщиков.

ü Пространственное развитие, предполагающее в качестве основной единицы территориально – отраслевой политики - города с населением 250-500 тысяч (для регионов с малой концентрацией населения 100-150 тысяч человек), а не многомиллионные агломерации.

ü Открытая экономика, место России в международном разделении труда.

Примечание:

Подробное описание основных системных решений в Стратегии Роста- www.институтроста.рф


Возврат к списку